«УСТЬ-ЦИЛЕМСКАЯ ГОРКА»
Участники проекта Неда Ордым в Усть-Цильме.
Очередной семинар участников проекта НЕДА ОРДЫМ проходил в Усть-Цильме, одном из самых древних сел Европейского севера. Мероприятие организаторы приурочили к красивым старинным праздникам «Усть-Цилемская» горка и Петровщина. Участники проекта были восхищены самобытностью культуры усть-цилемов. Программа семинара включала также экскурсии по окрестностям старинного села, посещение музея и могилы известного ученого, исследователя Севера, основателя первой в истории Естественно-Историчекой Станции Андрея Журавского.
Смотреть фотоТерриторию Усть-Цилемского района человек начал заселять за несколько тысячелетий до нашей эры. Русские появились на Печоре в начале II тысячелетия нашей эры. Потомки пришлого российского люда за несколько веков проживания вдали образовали самобытную общность устьцилёмов. Это люди, сохранившие в языке старинные наречия, но усвоившие от соседних народов- коми и ненцев их лексику, перенявшие знания и опыт жизни на Севере. Около пяти столетий устьцилёмы бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. В речи устьцилём, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья.
Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.
Смотреть фотодавних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья. "Горку"водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и торжественный момент - "снаряжение", одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилём, наполненное могучей животворной силой.
ПЕТРОВЩИНА
Ежегодный обрядовый праздник «Петровщина» отмечается только в Усть-Цилемском районе накануне дня Первоверховных апостолов Петра и Павла. В ночь с 11-го на 12-ое июля здесь принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых.
Многие устьцилема во время этого праздника варят уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла, поэтому день святых Петра и Павла принимает и характер рыбацкого праздника. Ухой поминают святых Петра и Павла, а кашей всех своих умерших родственников.
Смотреть фото Нравится |