Коренные народы
Оленеводство трудно сравнить с аналогичными ей отраслями народного хозяйства. От этого слова веет экзотикой, связанной с суровыми условиями окружающей природы и образом жизни оленеводов, коренных жителей Крайнего Севера. Для воркутинцев привычная картина - нарты с впряженными в них оленями в центре города и жители тундры в малицах, сидящие прямо на снегу у входа в магазин. Для приезжающих сюда представителей других климатических поясов жители тундры - коми, ненцы, их быт, одежда, жилище и обычаи вызывают неподдельный интерес и являются экзотичными.
В городе в настоящее время действует один оленеводческий совхоз, в котором большая часть работников - коми, есть и ненцы. Представители последних чаще встречаются среди оленеводов - частников. Особенностью оленеводства является круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак. По тундре оленеводы передвигаются на санях (нартах).
Применяют легковые и грузовые нарты. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается лишайником - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум, конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из брезента. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, напротив входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на нарты.
Помимо выпаса оленей коренные жители зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежду и утварь богато украшают меховыми, украшениями из бисера, сшивают подшейным волосом оленя. В комплект традиционной мужской одежды входит мал с капюшоном (глухая просторная рубаха оленьим мехом внутрь), штаны, сапоги из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры поверх малицы надевают сорочку из хлопчатобумажной ткани и подпоясываются - сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади - зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик одежду с капюшоном, по покрою схожую с малицей, и сшитую мехом наружу. Женская одежда, в отличие от мужской - распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. Сумочки для швейных принадлежностей, кроят из шкурок со лбов оленей. Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай. Конечно же, цивилизация пришла и в тундру. Оленеводы приобретают снегоходы, дизельные электростанции. В чумах появилось радио, и даже телевизор. Сотовые телефоны в руках оленеводов уже привычное явление.
Нравится |